Выбор лодочного электромотора

В последнее время стали очень популярны лодочные электромоторы. Моторы такого типа применяются для коротких поездок. 

Ранее в основном их применяли заядлые рыбаки для троллинга, но в последнее время такие моторы получили более широкое распространение ввиду появления моделей китайского производства по более низкой цене. 

Давайте разберемся для чего они нужны и как не ошибиться в выборе. 

Главное не думать, что электромотор полностью сможет заменить вам бензиновый двигатель, это не совсем так. 

Как правило мощность электромоторов составляет от 0,1 до 2 л.с. в то время как самый маломощный бензиновый двигатель имеет мощность от 2х л.с. (что на самом деле очень мало) и до 300 - 400 л.с.

Для более-менее комфортного передвижения по воде на пвх лодке размером 3-4 метра требуется двигатель мощностью 5-15 л.с., поэтому лодочные электромоторы применяют в основном для передвижения на водоемах со слабым течением. Такого двигателя вполне хватит для рыбалки на небольшом озере или речке со слабым течением. 

Типы лодочных электромоторов

Лодочные электромоторы бывают:

  1. С креплением на нос лодки или катера (такие моторы в основном используются для троллинга, как вспомогательные) и управляются исключительно с пульта управления.
  2. С классическим креплением на транец и румпельным управлением. 

Такие моторы менее распространены, но набирают популярность в последнее время и позволяют использовать их на обычных надувных лодках без установки дополнительных приспособлений.  

По напряжению питания лодочные электромоторы можно разделить на несколько классов: 

  1. моторы с напряжением питания 12 вольт (в основном маломощные модели) 
  2. моторы с напряжением питания 24 вольт (модели имеющие более высокую мощность) 
  3. моторы с напряжением питания 36 вольт (одни из наиболее мощных моделей)
  4. моторы с напряжением питания 48 вольт (наиболее мощные)

Для себя можно заранее определить, что лодочные электромоторы с бОльшим напряжением питания как правило имеют и большую мощность.

Напряжение питания увеличивают по причине более высокой мощности и более высоких токов. Поэтому что бы избежать потерь при протекании по проводам больших токов и не делать провода толщиной с руку для передачи большей мощности, увеличивают напряжение питания. Это в свою очередь вынуждает пользователей использовать более дорогие аккумуляторные батареи на 24 или 48 Вольт

Теперь нам хотелось бы определиться с этой самой мощностью электромоторов. 

Многие покупатели впадают в ступор, когда видят характеристики лодочных электродвигателей.

 

Вот как пример возьмем мотор SEA-PRO 65L 60" 12v GPS

характеристики лодочного  электромотора Sea-Pro

В данной таблице нас интересует максимальная тяга (мощность мотора) которая указывается в фунтах (Lbs) и килограммах! 

Для нашего классического представления о мощности лодочного мотора такая постановка вопроса, большинству покажется совсем непонятной и не приемлемой, поэтому эти данные нужно срочно перевести в лошадиные силы) 

Не переводите физическую мощность электромотора в л.с. - результат будет некорректный, так как в нем не учитываются потери в самом электромоторе. 

Нужно перевести фунты в килограммы, а затем перевести килограммы в л.с.  (что в принципе тоже не совсем корректно)
Как пример мотор мощностью в 29 кгс имеет мощность всего 0,38 л.с. 

Пример расчета: 

Мощность в фунтах: 1 lbs = 0.45359237 kg
Мощность в килограмм силах: 65*0.45359237= 29 kg
1 кг.сила = 0.013334 л.с.
29*0.013334 л.с. = 0,38 л.с. мощность электромотора в лошадиных силах. 
Как видим все не так уж и радужно по сравнению с бензиновыми собратьями. 
Но тем не менее даже такой мощности вполне хватает для передвижения по озерам и небольшим рекам. 

Определяемся с длиной ноги лодочного электромотора. 

Первое что хотелось бы отметить что выбор размерности состоит примерно из трех наиболее популярных вариантов: 

  1. 54 дюйма /137 см.
  2. 60 дюйма /152 см. 
  3. 72 дюйма /183 см. 

Длина указана в максимальном выдвинутом положении и может значительно меняться в меньшую сторону. 

Выбор длины зависит от типа установки мотора (на нос или на корму) а при носовом варианте установки зависит и от высоты носа судна. 

Тем не менее длину ноги лодочного электромотора нужно выбирать с запасом. 
Расстояние указано от начала электромотора на штанге до площадки крепления при максимально опущенном положении.
Поднять мотор можно будет всегда, а вот опустить ниже если потребуется уже нет. 
Для простых надувных лодок подойдет размер в 54 дюйма. 
Для других лодок и катеров нужно проводить замеры и подбирать непосредственно под катер.  

Необходимо помнить, что в самом нижнем положении двигатель мотора должен быть полностью погружен в воду с небольшим запасом (особенно это касается катеров с носовой установкой мотора) 

Главная особенность лодочных электромоторов

Самой интересной функцией   в лодочных электромоторах является функция GPS с помощью, которой мотор может удерживать лодку в заданном положении несмотря на течение или ветер.

Управление таких моторов может осуществляться с пульта дистанционного управления. 

Моторы, к которым можно подключить компас получат дополнительную функцию разматывания питающего провода (такое случается, это нормальное явление) и функцию движения в заданном направлении на указанную величину. 

К примеру, нам нужно переместиться от заданной точки в какую-либо сторону ровно на 1 метр? Не проблема, достаточно нажать нужную кнопку на пульте управления. 

Сколько можно проехать на лодочном электромоторе: 

Тут все просто. Достаточно заглянуть в паспортные данные электромотора, где нам потребуются такие данные как максимальный потребляемый ток в Амперах и напряжение питания, если производитель указал паспортную электрическую мощность, то расчет упрощается. 

Пример: имеем электромотор с данными

Важные характеристики лодочных электромоторов

  1. Максимальная сила потребляемого тока в Амперах - 35 А (420 Вт / 12 V = 35 А )
  2. Напряжение питания в Вольтах - 12 Вольт.
  3. Паспортная макс. мощность в Ватах - 420 Вт. (12*35= 420) 

В таблице так же указано среднее потребление тока 25 А, но нас эти данные пока не инстересуют. Это усредненные показатели. 

И так, согласно законам Ома, наш мотор за 1 час работы на полную мощность потребует от батареи 420 Вт 
Допустим у нас аккумулятор на 12 Вольт и на 100 Ач. = 12*100 = 1200 Вт*ч 
Таким образом разделив мощность аккумулятора на потребляемую мощность нашего эл. мотора мы получим 1200/420= 2,8 часа. Именно такое время наш мотор сможет пройти на полной мощности.
В другом случае, если брать в рассчет среднее потребление тока в 25 А , у нас  получится средняя мощность потребления 12 * 25 = 300 Вт. Таким образом в этом случае, наш мотор от аккумулятора в 100 Ач проработает 1200/300= 4 часа. 
Много это или мало - судить вам. 

На практике кончено же не стоит высаживать батарею в ноль и постоянно использовать полный ход на моторе, если использовать 3 или 4 скорость вместо 5ой, то ваш мотор сможет прорабоать гораздо большее время. 

 

Связанные товары
Рекомендуем прочесть